ИНТЕРПРОЕКТ - организатор выставок и конференций в Ярославле


Логотип выставки 'Ваше жилище'

19-я специализированная выставка

ВАШЕ ЖИЛИЩЕ

Ярославль, ноябрь 2014 г.

  Другие выставки


        о компании
        Интерпроект
        
 

Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции «Основные проблемы и механизмы реализации программы “Модернизация жилищно-коммунального комплекса”»-2006 (Ярославль, 1 - 2 ноября 2006 г.):

Национальный проект «Доступное и комфортное жильё — гражданам России». Основы реализации.
Областная целевая программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области» на 2006-2007 годы

(Утверждена постановлением Администрации области от 05.05.2006 № 128)


_Паспорт Программы
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

  1. Характеристика жилищно-коммунального комплекса области
  2. Основные итоги реформирования жилищно-коммунального комплекса области
  3. Обоснование необходимости принятия Программы

II. Основные цели и задачи Программы
III. Сроки реализации Программы
IV. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
V. Механизм реализации и порядок контроля за ходом реализации Программы
VI. Перечень программных мероприятий

  1. Финансовое оздоровление организаций ЖКХ
  2. Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса
  3. Модернизация систем жизнеобеспечения жилищно-коммунального комплекса
  4. Информационно-пропагандистское сопровождение Программы
  5. Кадровое обеспечение Программы

VII. Общая потребность в ресурсах
VIII. План мероприятий программы
Приложение 1 Расчет потребности в объемах работ по модернизации систем жизнеобеспечения жилищно-коммунального комплекса и капитальному ремонту жилищного фонда Ярославской области на 2006-2007 годы
Приложение 2 Необходимый объем затрат на реализацию программы.
Приложение 5 Методика оценки эффективности Программы.





Паспорт Программы

Наименование Программы - областная целевая программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области» (далее - Программа).

Основание разработки Программы - национальный проект «Доступное и комфортное жильё – гражданам России», постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

Государственный заказчик - департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области.

Основной разработчик Программы - департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области.

Цели и задачи Программы

  • комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы;
  • приведение существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
  • создание условий для реализации программы обеспечения населения жильем через увеличение объемов строительства необходимой коммунальной инфраструктуры;
  • привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс;
  • адресная социальная защита населения при оплате жилого помещения и коммунальных услуг

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

  • снижение уровня износа основных фондов коммунальной инфраструктуры до 60 процентов;
  • увеличение доли средств внебюджетных источников в общем объёме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры до 39 процентов;
  • увеличение доли частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, в общем количестве всех организаций коммунального комплекса до 15 процентов;
  • снижение объема просроченной кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства на 25 процентов

Сроки реализации Программы - 2006-2007 годы.

Объёмы и источники финансирования Программы - 7878,57 млн. рублей (с учётом потребности в средствах федерального бюджета и местных бюджетов. Справочно: потребность в средствах федерального бюджета составляет 2561,06 млн. рублей, местных бюджетов – 365,10 млн.рублей), в том числе:

  • средства областного бюджета – 1824,32 млн. рублей;
  • внебюджетные источники - 3128,09 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  • улучшение финансового состояния предприятий жилищно-коммунального комплекса, создание благоприятной среды для инвесторов;
  • ремонт и модернизация основных фондов; внедрение новых технологий;
  • снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры;
  • повышение качества предоставления коммунальных услуг;
  • приведение коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества и обеспечение комфортных условий проживания 37,3 тыс.чел;
  • достижение сбалансированности мощностей коммунальной инфраструктуры - переход на децентрализацию теплоснабжения с созданием локальных теплоэнергетических систем - 427 ед, в том числе на объектах соцсферы - 8 ед.;
  • повышение уровня адресной поддержки населения, связанной с оплатой жилых помещений и коммунальных услуг

Ответственные лица для контактов - начальник отдела департамента жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области Тихонова Наталия Геннадьевна, тел.(4852) 30-53-40.




I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

  1. Характеристика жилищно-коммунального комплекса области

    На территории Ярославской области предоставлением услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ) занимаются 263 предприятия, из которых — 117 муниципальных, 16 — государственных и 130 — с частной и смешанной формами собственности. Стоимость основных фондов отрасли составляет около 40 млрд. рублей. В сфере ЖКХ области работает более 26 тыс. человек.

    Объем оказанных жилищно-коммунальных услуг в 2005 году составил около 18 млрд. рублей.

    Общая площадь жилищного фонда (без частного сектора) в области составляет 23,4 млн. кв. м, из них муниципального — 19,8 млн. кв. м. Удельный вес приватизированного жилья превышает 55 процентов. Общая численность населения — 1350,9 тыс. чел.

    Средняя обеспеченность жильём на одного жителя области составляет 21,9 кв. м.

    Удельный вес ветхого и аварийного жилья во всём жилищном фонде составляет 4,8 процента.

    Водопроводом оборудовано 77 процентов жилищного фонда, канализацией — 74 процента, центральным отоплением — 81 процент, природным и сжиженным газом — 89 процентов, горячим водоснабжением — 67 процентов.

    Теплоснабжение области включает: 835 котельных суммарной мощностью более 11 тыс. гкал/ч; тепловые сети протяженностью 2315 км в двухтрубном исчислении; 84 центральных тепловых пункта.

    Годовая производительность тепловых источников, обеспечивающих теплом и горячей водой население и социальную сферу области, составляет 14,7 млн. гкал, в том числе объем отпуска тепла населению и на коммунально-бытовые нужды составляет более 55 процентов общего объема отпущенной тепловой энергии.

    В структуре потребления котельные, использующие в качестве основного вида твердое и жидкое топливо, составляют порядка 47 процентов.

    Степень изношенности инженерных сетей и технологического оборудования составляет 60-70 процентов, коэффициент использования мощности не превышает 70 процентов.

    Имеется проблема значительного превышения выработки тепла по отношению к необходимой его потребности даже во время максимально низких температур отопительного периода, в связи с чем в летний период обеспечение населения горячим водоснабжением от таких котельных технически невозможно, либо затратно.

    За период с 2001 по 2005 год заменено 350 км тепловых сетей при минимальной нормативной потребности 468 км, в результате чего имеют место сверхнормативные потери тепловой энергии в сетях.

    Потребность в средствах на модернизацию систем теплоснабжения составляет 1071,55 млн. рублей, в том числе за счёт областного бюджета и внебюджетных источников 821,54 млн. рублей.

    Водоснабжение Ярославской области осуществляется из открытых источников и артезианских скважин.

    Услуги централизованного водоснабжения предоставляются в 11 городах, 29 поселках городского типа и 649 сельских населенных пунктах. Децентрализованные источники водоснабжения используют в 4421 населенном пункте области.

    Суммарная установленная мощность водозаборов при централизованном водоснабжении составляет 2037 тыс. куб. м в сутки. Фактически используется около 50-60 процентов мощностей насосных станций подъема, 70-80 процентов мощностей водопроводов и около 96 процентов мощностей водоочистных сооружений. При этом 95 процентов мощностей водоочистных сооружений приходится на городское население.

    В области действуют более полутора тысяч артезианских скважин, предназначенных для питьевого водоснабжения населения. Около 70 процентов скважин эксплуатируются 15 и более лет (нормативный срок эксплуатации составляет 15 лет) и требуют хлорирования, прочистки, текущего и капитального ремонтов.

    По данным Минздравсоцразвития России, Ярославская область относится к регионам, где отмечается устойчивый дефицит качественной питьевой воды. Из общего числа водопроводных сетей 823 км также находятся в аварийном ветхом состоянии, за последние 5 лет заменено всего 174 км водопроводных сетей.

    Постоянное невыполнение планов по замене ветхих сетей приводит к возникновению аварий и технологическим нарушениям при их эксплуатации.

    Потребность в средствах на модернизацию систем водоснабжения составляет 922,73 млн. рублей, в том числе за счёт областного бюджета и внебюджетных источников 451,78 млн. рублей.

    Водоотведение. Канализационные очистные сооружения в ряде населенных пунктов области, особенно в городах, перегружены.

    Во многих сельских населенных пунктах области канализационные очистные сооружения находятся практически в аварийном состоянии и требуют реконструкции с привлечением бюджетных, внебюджетных и инвестиционных средств.

    В большинстве населенных пунктов отсутствует оборудование для сбора и очистки ливневых стоков, в результате чего часть сточных поверхностных ливневых вод, а также стоки промышленных предприятий попадают в водоемы рыбохозяйственного и питьевого назначения.

    Потребность в средствах на модернизацию систем водоотведения составляет 1127,78 млн. рублей, в том числе за счёт областного бюджета и внебюджетных источников 599,2 млн. рублей.

    Электроснабжение объектов ЖКХ области в основном осуществляется предприятиями РАО ЕЭС и частично муниципальными предприятиями.

    Протяженность электрических сетей составляет 36 тыс. км, в том числе находящихся у специализированных организаций — 28 тыс. км, что составляет 79 процентов.

    Потребность в средствах на ремонт и замену муниципальных систем электроснабжения составляет 1304,39 млн. рублей, в том числе за счёт областного бюджета и внебюджетных источников 1144,49 млн. рублей.

    Газоснабжение. Уровень газификации области природным газом составляет — 66,1 процента, в т.ч. в городах и поселках городского типа — 82,6 процента, в сельской местности — 17,3 процента. Газифицировано 404,2 тыс. квартир, в т.ч. в городах и поселках городского типа — 377,5 тыс. квартир, в сельской местности — 26,7 тыс. квартир.

    Потребность в средствах на продолжение работ по газификации составляет 1537,48 млн. рублей, в том числе за счёт областного бюджета и внебюджетных источников 1193,69 млн. рублей.

    Жилищный фонд. Из 23,4 млн. кв. м жилищного фонда области 50 процентов имеет износ от 31 до 65 процентов.

    На протяжении последних 10 лет ежегодно капитально ремонтируется не более 0,2 процента жилищного фонда при годовой потребности 3-4 процента.

    В 2005 году в области капитально отремонтировано около 35 тыс. кв. м муниципального жилищного фонда, или 0,15 процента от его общего объёма.

    Ежегодная потребность в средствах на модернизацию жилищного фонда составляет около 1000 млн. рублей, в том числе за счёт областного бюджета более 300 млн. рублей.

    Техническая оснащённость предприятий ЖКХ, несмотря на высокую стоимость основных фондов, требует обновления материально-технической базы. Общая потребность в средствах на приобретение высокопроизводительного технологичного оборудования и технических средств составляет более 70 млн. рублей. Повышение уровня технической оснащённости предприятий ЖКХ позволит выполнять высокотехнологические работы без привлечения сторонних специализированных организаций и обеспечит качество обслуживания жилья и коммунальных объектов.

  2. Основные итоги реформирования жилищно-коммунального комплекса области

    С 1997 года реформирование ЖКХ Ярославской области осуществляется в соответствии с областными программами, утверждёнными постановлением Губернатора области от 08.09.97 № 572 «Об утверждении Программы реформирования ЖКХ области» и постановлением Администрации области от 20.08.2003 № 170 «О региональной целевой программе «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ярославской области на 2004-2005 годы». Аналогичные программы были приняты и на уровне муниципальных образований области.

    За годы реформы в ЖКХ области произошли определённые позитивные изменения.

    Постепенный переход к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг осуществлялся с применением мер социальной защиты малообеспеченных граждан в виде предоставления льгот и субсидий, фактическое финансирование которых из областного бюджета осуществляется в размере 100 процентов.

    Сегодня в муниципальных образованиях области функционирует 41 служба, осуществляющая предоставление субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг населению. За 2005 год субсидии получили более 43 тыс. семей.

    Уточнены списки льготников. Численность граждан, пользующихся льготами, в целом по области составляет более 407 тыс. чел., или более трети всего населения области.

    Повышение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в области проводится в жёсткой увязке с темпами роста доходов населения. Об этом говорит тот факт, что доля платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи на протяжении ряда лет практически не изменялась и составляла порядка 10-12 процентов.

    Уровень платежей населения по отношению к фактической стоимости жилищно-коммунальных услуг в среднем по области доведён до 85 процентов.

    Сформирована нормативно-правовая база реформирования отрасли. Только в 2005 году на региональном уровне принято более 30 законодательных и нормативных правовых актов по вопросам формирования единой тарифной политики, социальной защиты населения, параметрам технических нормативов, управления жилищным фондом.

    Начиная с 2005 года законом Ярославской области устанавливаются региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг, которые используются для расчёта межбюджетных трансфертов из регионального фонда компенсаций Ярославской области и регионального фонда софинансирования расходов Ярославской области и выделения субвенций и субсидий местным бюджетам.

    С начала 2006 года полностью осуществлён переход к адресному субсидированию малообеспеченных семей по оплате жилого помещения и коммунальных услуг через органы социальной защиты области и систему перечисления средств непосредственно потребителям услуг.

    Предусматривается дополнительная социальная защита населения путём регулирования предельного уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг с учётом роста доходов населения.

    В настоящее время в области насчитывается 42 службы заказчика, зарегистрировано 308 товариществ собственников жилья.

    В целях оптимизации управления жилищным фондом и создания конкуренции в городах Ярославле и Переславле-Залесском, Рыбинском, Ростовском, Угличском и Тутаевском муниципальных районах к работам по содержанию и ремонту жилья привлечены частные структуры, которые составляют более 50 процентов от общего количества предприятий жилищной сферы.

    Заключено 365 договоров подряда. Доля жилищного фонда, обслуживаемого на договорной основе, составляет около 90 процентов.

    С 1997 года в области реализуются ежегодно утверждаемые Администрацией области планы мероприятий по энергоресурсосбережению в ЖКХ и на объектах социальной сферы, основной целью которых являются повышение энергоэффективности производства и рациональное потребление тепловой энергии.

    За время реализации планов мероприятий по энергоресурсосбережению с применением новых технологий в ЖКХ и на объектах социальной сферы переведено на индивидуальное отопление 390 тыс. кв. м жилищного фонда, ликвидирован (законсервирован) 31 тепловой источник, проведена реконструкция 198 отопительных котельных, в том числе 90 переведено на более дешёвые виды топлива. Общий прирост распределительных газовых сетей составил 433,2 км, газифицировано 12,8 тыс. квартир.

    Экономический эффект от реализации этих мероприятий составил 370 млн. рублей, в том числе снижено потребление мазута на 48 тыс. тонн, дизельного топлива — на 19 тыс. тонн, угля — на 23 тыс. тонн.

    При реализации региональной целевой программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ярославской области» на 2004-2005 годы выполнены работы на 71 объекте на сумму 263,5 млн. рублей, что позволило сократить излишние мощности котельных, улучшить социальные условия проживания населения в 12 населённых пунктах области.

  3. Обоснование необходимости принятия Программы

    Несмотря на положительные изменения, произошедшие за годы реформирования ЖКХ, не всё намеченное областными и муниципальными программами удалось реализовать в полном объёме и позитивных изменений ситуации достигнуть не удалось. Положение дел в отрасли остаётся сложным.

    Основными проблемами жилищно-коммунального комплекса области являются высокая изношенность коммунальной инфраструктуры, техническое состояние жилищного фонда, низкий уровень модернизации объектов жилищно-коммунальной сферы, отсутствие стимулов для привлечения инвесторов, что в целом оказывает негативное влияние на финансово-экономическое положение отрасли, препятствует переходу на полную оплату населением жилищно-коммунальных услуг.

    Следствием износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставляемых коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, что ведёт к снижению надёжности работы объектов коммунальной инфраструктуры.

    В результате нерыночных принципов функционирования в жилищно-коммунальном секторе и отсутствия достаточных средств для реализации мероприятий, проводимых в рамках региональной целевой программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ярославской области» на 2004-2005 годы и капитального ремонта жилфонда, не позволило обеспечить решение данной проблемы. При ежегодной потребности в средствах не менее 600 млн. рублей фактически из всех источников выделяется порядка 186 млн. рублей.

    В отрасли преобладают муниципальные унитарные предприятия, не несущие достаточной финансовой ответственности за качество предоставляемых ими услуг, и которые, из-за отсутствия собственных активов, непривлекательны для инвесторов.

    Вследствие суммарных потерь в тепловых и электрических сетях, системах водоснабжения и других непроизводительных расходов сохраняется высокий уровень затратности предприятий ЖКХ, отсутствуют экономические стимулы для снижения издержек на производство услуг.

    Неполная оплата жилищно-коммунальных услуг всеми потребителями и отсутствие до 2005 года единой тарифной политики в муниципальных образованиях области привели предприятия ЖКХ к крайне тяжелому финансовому состоянию.

    Существенным препятствием для реформирования ЖКХ является значительный объём накопленной кредиторской и дебиторской задолженности организаций ЖКХ, из-за наличия которой значительный объём средств расходуется на выплату штрафов и пеней, а также ограничивается активность предпринимательства в сфере ЖКХ.

    Дебиторская задолженность составляет 2,2 млрд. рублей, в числе которой 37,8 процента составляет задолженность населения, 62,2 процента — предприятий и организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней.

    В составе бюджетной задолженности не последнее место занимают долги за компенсацию выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот и субсидий отдельным категориям граждан, сформировавшиеся до 1 января 2005 года. По состоянию на 1 января 2006 года задолженность бюджетов по финансированию льгот составила 125,3 млн. рублей, по финансированию субсидий — 14,7 млн. рублей и по финансированию работ и услуг по жилфонду (разница в тарифах) — 306,5 млн. рублей.

    Кредиторская задолженность с учётом задолженности прошлых лет составляет более 2,0 млрд. рублей. Более 16 процентов от общей задолженности — это долги поставщикам топливно-энергетических ресурсов.

    Из-за отсутствия собственных оборотных средств предприятия ЖКХ не способны выполнять свои налоговые обязательства.

    Задолженность предприятий ЖКХ в бюджеты всех уровней составила 430,9 млн. рублей, в т.ч. в федеральный — 252,9 млн. руб., в областной — 106,1 млн. руб. и в местные — 71,9 млн. рублей.

    Предприятия ЖКХ не всегда имеют средства на выплату заработной платы своим работникам.

    Низкая заработная плата и постоянная задолженность по её выплате привели к тому, что из отрасли уходят высококвалифицированные кадры.

    Общий размер непокрытых убытков предприятий ЖКХ по состоянию на 01 января 2006 года составил 684,2 млн. рублей, из которых убытки прошлых лет — 561,7 млн. рублей, в результате чего значительная часть предприятий ЖКХ находится на грани банкротства.

    За годы проведения реформы не удалось сформировать реальной рыночной среды в сфере управления жилищным фондом.

    Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию жилищно-коммунального комплекса определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они носят межотраслевой и комплексный характер и не могут быть решены в течение одного финансового года.






II. Основные цели и задачи Программы

Основными целями Программы являются комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы; приведение существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания; создание условий для реализации программы обеспечения населения жильем через увеличение объемов строительства необходимой коммунальной инфраструктуры; привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс; адресная социальная защита населения при оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

  • обеспечение финансового оздоровления жилищно-коммунальных предприятий путём реструктуризации и ликвидации задолженности и поэтапного доведения тарифов до экономически обоснованного уровня с одновременной реализацией комплекса мер по снижению издержек;
  • создание устойчивых, эффективных и прозрачных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий путём развития конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг;
  • постепенный переход от дотирования производителей жилищно-коммунальных предприятий к субсидированию малообеспеченных семей в оплате жилищно-коммунальных услуг;
  • обеспечение эффективного использования бюджетных средств;
  • проведение инвентаризации жилых домов, относящихся к государственному жилищному фонду;
  • реорганизация системы управления отраслью;
  • внедрение ресурсосберегающих технологий;
  • проведение модернизации объектов коммунальной инфраструктуры области;
  • информационно-пропагандистское сопровождение хода реформирования жилищно-коммунального комплекса;
  • кадровое обеспечение.






III. Сроки реализации Программы

Срок реализации Программы установлен на 2006-2007 годы.




IV. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы

Реализация Программы позволит:

  • сформировать рыночные механизмы функционирования жилищно-коммунального комплекса и создать условия для привлечения инвестиций, в результате чего повысится эффективность и качество жилищно-коммунального обслуживания населения;
  • снизить зависимость организаций ЖКХ от бюджетного финансирования, повысить прозрачность расходования бюджетных средств;
  • снизить просроченную кредиторскую и дебиторскую задолженность организаций ЖКХ по сравнению с периодом реализации Программы;
  • повысить уровень собираемости платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги и долю оплаты учреждений бюджетной сферы за потреблённые коммунальные услуги;
  • обеспечить привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс.

Модернизация систем жизнеобеспечения, внедрение локальных альтернативных источников тепловой энергии в экономически обоснованных случаях и ряд других мероприятий, планируемых к реализации, позволят увеличить срок эксплуатации систем, повысить их надежность, практически исключить возникновение аварийных ситуаций, снизить затраты на производство услуг ЖКХ, в том числе:

  • при проведении модернизации котельных замена морально и физически устаревших котлов позволит сэкономить 19-20 кг у.т./гкал отпущенной тепловой энергии; автоматизация процессов горения сократит потребление топлива на 1,5-2 процента; замена горелок ГМГ на ГМГ-М в котлах ДКВР с уменьшением коэффициента избытка воздуха до 1,05 увеличит КПД на 1-1,5 процента; увеличение возврата конденсата в котельную на каждые 10 процентов снизит потребление топлива на 1-1,5 процента;
  • модернизация тепловых сетей с использованием эффективных теплоизоляционных материалов позволит уменьшить нормативные потери тепла практически вдвое, а применение новейших материалов увеличит этот показатель еще на 1-2 процента.

Установка приборов учета позволит реально оценить и обеспечить разумное соотношение отпускаемой и потребляемой тепловой энергии.

Проведение децентрализации объектов теплоснабжения с применением оборудования, имеющего высокий (до 98 процентов) КПД, позволит исключить затраты на обслуживание протяженных, как правило, аварийных участков теплотрасс и затраты на обслуживание ликвидированного теплового источника.

Внедрение электромагнитных частотных первичных преобразователей позволит экономить до 30 процентов энергоресурсов.

Успешное выполнение мероприятий Программы позволит:

  • обеспечить к 2008 году снижение уровня общего износа основных фондов коммунального сектора с 70 процентов в 2005 году до 60 процентов;
  • улучшить условия проживания 62 тыс. чел.;
  • увеличить долю частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, в общем количестве всех организаций коммунального комплекса до 15 процентов;
  • улучшить экологическую ситуацию в муниципальных образованиях;
  • создать устойчивую основу для участия частного сектора в финансировании инвестиционных проектов и участия в управлении объектами коммунальной инфраструктуры.

Проведение активной государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального комплекса области позволит увеличить к 2008 году в 1,5 раза объем средств, направляемых на инвестиционные проекты в отрасли, и завершить подготовку к переходу инвестиционного финансирования жилищно-коммунального комплекса в основном за счет привлечения заемных ресурсов (в первую очередь, средств частных инвесторов).

Методика оценки эффективности Программы приведена в приложении 5 к Программе.




V. Механизм реализации и порядок контроля за ходом реализации Программы

Текущее управление Программой и оперативный контроль за ходом её реализации обеспечиваются государственным заказчиком Программы, который осуществляет:

  • сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;
  • мониторинг результатов реализации программных мероприятий:
  • расчёт выполнения показателей и индикаторов для оценки реализации Программы.

Государственный заказчик Программы осуществляет свои функции во взаимодействии с органами исполнительной власти Ярославской области и органами местного самоуправления муниципальных образований области.

Контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы в соответствии с Порядком разработки, принятия и реализации областных целевых программ, установленным постановлением Губернатора Ярославской области от 27.11.2000 № 790 «О Порядке разработки, принятия и реализации областных целевых программ».

Государственный заказчик Программы ежеквартально представляет в департамент экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области отчёты о ходе реализации Программы и эффективности использования бюджетных ассигнований.

Годовая информация о ходе реализации Программы представляется в департамент экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области до 15 февраля года, следующего за отчётным.

Государственный заказчик Программы представляет в департамент финансов Ярославской области в составе годовой и квартальной бюджетной отчётности сведения об исполнении Программы по форме 0503166, утверждённой приказом Минфина Российской Федерации от 21.01.2005 № 5н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчётности».

Расчёт потребности в объёмах работ по модернизации систем жизнеобеспечения жилищно-коммунального комплекса и капитальному ремонту жилищного фонда Ярославской области на 2006-2007 годы приведен в приложении 1 к Программе.

Затраты на реализацию Программы складываются из затрат на газификацию, модернизацию объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, капитальный ремонт жилищного фонда, обеспечение программы привлечения лизинга в ЖКХ, информационно-пропагандистское сопровождение, кадровое обеспечение. Необходимый объём затрат на реализацию Программы приведён в приложении 2 к Программе.




VI. Перечень программных мероприятий

  1. Финансовое оздоровление организаций ЖКХ

    Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса является одним из основных условий формирования нормальных экономических взаимоотношений в этом секторе экономики.

    Основной целью финансового оздоровления организаций ЖКХ области является достижение и поддержание текущей платежеспособности и ликвидности организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению, в пределах, позволяющих выполнять все текущие обязательства по расчетам с поставщиками, персоналом, уплате налогов и иных обязательных платежей, а также выступать самостоятельными заемщиками средне- и долгосрочных кредитов.

    Основными способами достижения данной цели являются:
    • выполнение условий реструктуризации в целях сокращения задолженности организаций ЖКХ;
    • погашение задолженности областного и местных бюджетов перед предприятиями ЖКХ, санкционированных бюджетными обязательствами;
    • доведение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня;
    • обеспечение платежеспособного спроса на жилищно-коммунальные услуги, снижение издержек и повышение их доступности;
    • обеспечение государственной поддержки проектов модернизации коммунальных объектов за счёт средств федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.


    В целях повышения эффективности государственной поддержки отрасли финансирование расходов из областного и местных бюджетов на ЖКХ и оплату жилищно-коммунальных услуг будет носить целевой характер.

    1.1. Реструктуризация и сокращение задолженности организаций ЖКХ.

    Для улучшения финансового положения организаций ЖКХ необходимо провести мероприятия по обеспечению реструктуризации их кредиторской и дебиторской задолженности. Эти мероприятия проводятся в отношении организаций ЖКХ, способных реально выполнять условия реструктуризации.

    При этом предельный срок выполнения обязательств по соглашениям о реструктуризации, как правило, не должен превышать 5 лет.

    Предприятия ЖКХ, финансово-экономическое положение которых не позволяет сделать вывод о возможности справиться с условиями реструктуризации, должны быть реорганизованы.

    Просроченная кредиторская задолженность перед персоналом подлежит погашению в течение реализации Программы при условии строгого соблюдения установленных сроков выплаты текущей заработной платы в полном объеме.

    Реструктуризация задолженности по налогам и иным обязательным платежам должна проводиться после принятия на федеральном уровне соответствующих нормативных правовых актов.

    Дебиторская задолженность, в отношении которой истекли сроки предъявления исковых требований, как правило, должна быть списана в установленном порядке.

    Особого внимания требует решение вопроса о просроченной дебиторской задолженности населения. В отношении малоимущих слоев населения и граждан, попавших в затруднительную жизненную ситуацию, будет применяться комплекс мер, включая заключение индивидуальных соглашений о реструктуризации их задолженности за предоставленные жилищно-коммунальные услуги с последующим предоставлением в установленном порядке жилищных субсидий. Необходимо проводить работу с платежеспособным населением о погашении просроченной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

    1.2. Погашение задолженности бюджетов организациям ЖКХ.

    После принятия Федерального закона «О финансовом оздоровлении организаций ЖКХ» необходимо разработать нормативные правовые акты Администрации области и органов местного самоуправления муниципальных образований области, устанавливающих порядок и сроки проведения инвентаризации задолженности бюджетов и бюджетных учреждений перед предприятиями ЖКХ, а также порядок, правила и условия погашения задолженности бюджетов и бюджетных учреждений перед организациями ЖКХ.

    Задолженность бюджетов и бюджетных учреждений перед организациями ЖКХ, возникшая до 01 января 2003 года и не подтвержденная в последующие периоды актами сверки и соглашениями о ее урегулировании, подлежит списанию в установленном порядке.

    1.3. Доведение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня.

    При установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги должен быть обеспечен баланс между необходимостью полного возмещения экономически обоснованных затрат предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, и возможностью потребителей оплатить эти услуги.

    Поэтапное увеличение тарифов на жилищные и коммунальные услуги до экономически обоснованных затрат для населения будет производиться в соответствии с ежегодно утверждаемыми Федеральной службой по тарифам предельными индексами изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельного индекса размера платы граждан за коммунальные услуги.

    Отдельного внимания требует проблема финансирования капитального ремонта жилищного фонда. Включение в плату за жилое помещение платы за капитальный ремонт должно производиться поэтапно, с учетом возможности основной части населения оплатить эти расходы. Софинансирование расходов на капитальный ремонт может производиться за счёт средств областного и местных бюджетов.

    1.4. Обеспечение платежеспособного спроса на жилищно-коммунальные услуги, снижение издержек и повышение их доступности.

    Обеспечение и поддержание платежеспособного спроса населения за потреблённые жилищно-коммунальные услуги и учреждений бюджетной сферы за коммунальные услуги будет производиться за счет уменьшения дотирования производителей услуг и увеличения доли расходов бюджетов по перечислению субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг непосредственно получателям услуг, а также по оплате коммунальных услуг бюджетных организаций.

    В то же время полностью отказаться от дотирования из бюджетов производителей жилищно-коммунальных услуг в период действия Программы не удастся, так как принимаемые на уровне Правительства Российской Федерации нормативные акты об осуществлении государственного контроля за соблюдением предельных индексов изменения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги не позволят уйти от непосредственного финансирования затрат предприятий, не покрываемых платежами населения.

    В целях обеспеченности средств на оплату коммунальных услуг учреждений бюджетной сферы необходимо решать за счёт включения указанных расходов в смету учреждений на основании установленных лимитов потребления услуг.

    На основе этих данных в областном бюджете 2006, 2007 годов целесообразно предусмотреть субсидии на оплату коммунальных услуг учреждениями бюджетной сферы муниципальных образований области.

    Таким образом, в период действия Программы в качестве мер поддержания платежеспособного спроса за жилищные и коммунальные услуги остаётся финансовая поддержка из соответствующих бюджетов на финансирование расходов по выделению адресных субсидий гражданам, по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по обслуживанию жилищного фонда и оплате коммунальных услуг учреждениям бюджетной сферы, финансированию программ модернизации ЖКХ в период их реализации с целью снижения издержек на предоставление жилищно-коммунальных услуг и их стоимости.

    В результате реализации этих мер уровень собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги от населения и учреждений бюджетной сферы составит не менее 95 процентов от принятых к оплате счетов за жилищно-коммунальные услуги.

    Существующая ситуация в отрасли и прогнозируемые изменения макроэкономических факторов не позволят до 2008 года в полном объеме выполнить задачу заметного снижения издержек на оказание жилищно-коммунальных услуг, расширения перечня и территории предоставления жилищно-коммунальных услуг.

    Эта задача в полном объеме должна решаться на следующих этапах развития жилищно-коммунального комплекса области.

    Тем не менее и в нынешних условиях снижение затрат на производство жилищно-коммунальных услуг и повышение их доступности является одной из главных задач финансового оздоровления организаций отрасли.

    В качестве основных мероприятий по снижению издержек в ЖКХ области рассматриваются:

    • укрупнение предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, в том числе создание управляющих компаний в масштабах области;
    • внедрение ресурсосберегающих технологий и оборудования в ЖКХ области;
    • оптимизация системы управления ЖКХ.


    1.5. Обеспечение государственной поддержки процесса модернизации коммунальных объектов.

    Государственная поддержка модернизации жилищно-коммунального комплекса области в период реализации Программы будет осуществляться путем предоставления бюджетных средств, государственных гарантий и создания условий для инвестирования в отрасль, привлечения лизинговых схем и механизмов.

    Модернизация организаций ЖКХ должна проводиться на основе внедрения современных технологий управления и производства жилищно-коммунальных услуг, а также применения передовых материалов, технических и управленческих решений.

    Средства областного бюджета будут предоставляться для финансирования мероприятий по модернизации и техническому перевооружению организаций ЖКХ в виде бюджетных кредитов и иных видов финансирования на возвратной и преимущественно безвозмездной основе, выделяемых на срок до 5 лет, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

    Эти средства могут быть использованы на непосредственное финансирование в установленном порядке расходов на модернизацию ЖКХ и (или) на полную или частичную компенсацию процентов по банковским кредитам и займам, привлекаемым предприятиями ЖКХ.

    Для реализации отдельных проектов в жилищно-коммунальном комплексе области могут предоставляться в установленном порядке государственные гарантии Ярославской области. Предоставление таких гарантий должно осуществляться, как правило, на конкурсной основе, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

    Создание условий для привлечения инвестиций в отрасль предусматривает использование уже существующих механизмов стимулирования инвестиционной деятельности (предоставление налоговых льгот, информационная поддержка, и т.п.) и развитие новых путей повышения инвестиционной привлекательности отрасли, прежде всего связанных со снижением степени риска вложений в ЖКХ.

    Проведение активной государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального комплекса области позволит увеличить к 2008 году объем средств, направляемых на инвестиционные проекты в отрасли, и завершить подготовку к переходу инвестиционного финансирования жилищно-коммунального комплекса в основном за счет привлечения заемных ресурсов (в первую очередь, средств частных инвесторов).

  2. Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса.

    Основная причина неэффективности жилищно-коммунального хозяйства — сохранение нерыночных принципов функционирования в секторе, где могут и должны нормально развиваться рыночные отношения.

    Развитие конкуренции в сфере ЖКХ является одним из важнейших факторов эффективности и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания населения.

    Стратегическим направлением реализуемой в настоящее время реформы ЖКХ должно являться привлечение в данную сферу частного бизнеса и частных инвестиций, формирование реальных собственников квартир в многоквартирных домах с передачей им функций принятия решения по управлению общим имуществом многоквартирного дома.

    С целью развития конкурентного бизнеса в сфере управления жилищным фондом необходимо обеспечить выбор собственниками помещений способа управления многоквартирными домами, ввести обязательный конкурсный отбор жилищных управляющих организаций для многоквартирных жилых домов в государственном и муниципальном жилищных фондах и осуществить переход на договорные отношения в сфере управления многоквартирными жилыми домами и коммунальной инфраструктурой.

    В рамках преобразований в жилищно-коммунальной сфере предстоит:
    • разделить в муниципальном секторе выполнение функций собственника жилищного фонда и функций по управлению и обслуживанию этого фонда. Функции управляющей компании могут выполняться субъектом любой организационно-правовой формы и быть предметом заинтересованности, в том числе и для частного капитала;
    • перейти к преимущественно конкурсному отбору подрядных организаций для выполнения работ по обслуживанию, ремонту и управлению муниципальным жилищным фондом;
    • совершенствовать систему договорных отношений в жилищно-коммунальном комплексе, в том числе перейти к системе договоров, заключаемых органами местного самоуправления муниципальных образований области с коммунальными предприятиями.


    Одной из предпосылок создания конкурентной среды должна стать приватизация государственных и муниципальных унитарных предприятий, работающих в данной сфере, которая обеспечит равные юридические права для всех участников рынка, а также будет способствовать привлечению частного капитала в ЖКХ.

  3. Модернизация систем жизнеобеспечения жилищно-коммунального комплекса.

    В целях улучшения качества проживания населения области, повышения надежности работы систем инженерной инфраструктуры, снижения издержек при производстве услуг ЖКХ и соответственно тарифов на эти услуги, в 2006 - 2007 годах предполагается в рамках Плана мероприятий по газификации, модернизации топливно-энергетического оборудования и энергоресурсосбережению (далее - План мероприятий) сконцентрировать усилия по всем направлениям систем жизнеобеспечения - газоснабжение населенных пунктов, реконструкция и модернизация котельных, водоочистных сооружений, систем очистки сточных вод, тепловых, водопроводных и водоотводящих сетей.

    На основании мероприятий, представленных муниципальными образованиями, в настоящее время проведена работа по формированию проекта Плана мероприятий Ярославской области. В проект Плана мероприятий также включены социальные объекты областной собственности.

    Для обеспечения природным газом 112-ти населенных пунктов планируется проложить 125 км распределительных сетей за счет средств областного бюджета, что позволит газифицировать 16,5 тыс. квартир с населением 60 тыс. человек. Планируется выполнить реконструкцию и техническое перевооружение 59 котельных, перевести на индивидуальное газовое отопление около 20 тыс. кв. м жилой площади, провести замену ветхих и строительство новых водопроводных сетей — 16 км, 18 км сетей канализации, модернизацию и устройство 13 артезианских скважин, реконструкцию 19 водоочистных сооружений и 17 очистных сооружений канализации.

    Кроме того, планируется выполнить проектно-сметную документацию на 55 объектах коммунальной инфраструктуры области, для более точного планирования и оперативного начала работ в последующем. Стоимость выполнения проектно-сметной документации оценивается в 70 млн. рулей. Реализация намеченных работ позволит освоить в 2007 году более 500 млн. рублей.

    При выполнении намеченных мероприятий улучшат бытовые условия и получат дополнительные коммунальные услуги (газ и при децентрализации - горячее водоснабжение) 62 тыс.человек (16,8 тыс. квартир). В стадии проектных разработок предполагается газифицировать 17 тыс. квартир с населением 63 тыс. человек.

    Планы мероприятий по газификации, модернизации топливно-энергетического оборудования и энергоресурсосбережению по Ярославской области в 2006, 2007 годах по муниципальным районам приведены в приложениях 3 и 4 к Программе.

  4. Информационно-пропагандистское сопровождение Программы.

    Успех реализации Программы во многом зависит от поддержки её мероприятий населением - основным потребителем услуг жилищно-коммунального комплекса. Эта поддержка в значительной степени зависит от полноты и качества проводимой информационно-разъяснительной работы.

    Основными направлениями информационного обеспечения являются:
    • освещение решений органов законодательной и исполнительной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области по вопросам жилищно-коммунального обслуживания и результатов выполнения мероприятий Программы;
    • информирование населения о:
    • правах потребителей жилищно-коммунальных услуг;
    • соответствии предоставляемых услуг действующим стандартам и параметрам качества, требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителя;
    • периодичности выполнения работ и проведения осмотров коммунального оборудования, предельных сроках устранения аварий и неисправностей;
    • размерах цен и тарифов на жилое помещение и коммунальные услуги;
    • порядке оплаты жилищно-коммунальных услуг и условиях изменения оплаты при нарушении установленных стандартов и параметров качества;
    • предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным слоям населения при оплате жилищно-коммунальных услуг и категориях граждан, имеющих право на их получение.


    Информационное обеспечение Программы предусматривает применение следующих основных методов:

    • регулярное освещение хода реформы в информационно-аналити-ческих программах на теле-, радиоканалах, в областных, городских и районных газетах (с проведением «горячих линий», «круглых столов», опросов общественного мнения);
    • проведение тематических выставок, конференций, семинаров, участие в региональных и всероссийских мероприятиях;
    • использование коммерческой и социальной рекламы для пропаганды реформы ЖКХ;
    • встречи руководителей муниципальных образований области, руководителей и специалистов предприятий ЖКХ с населением по месту жительства;
    • проведение ежегодного областного конкурса на лучшую публикацию в средствах массовой информации по вопросам реформирования ЖКХ.


  5. Кадровое обеспечение Программы.

    Выполнение Программы во многом зависит от обеспечения планируемых преобразований кадровыми ресурсами.

    В этих целях необходимо провести следующие кадровые преобразования в системе ЖКХ:
    • мониторинг обеспеченности предприятий квалифицированными специалистами;
    • формирование отраслевого кадрового резерва высококвалифицированных руководителей и специалистов на конкурсной основе;
    • повышение уровня профессиональной подготовки работников;
    • введение сертификации персонала жилищно-коммунальных предприятий в случаях, предусмотренных законодательством;
    • замещение вакантных должностей на конкурсной основе;
    • проведение аттестации работников ЖКХ;
    • организация совместной деятельности структурных подразделений администраций муниципальных образований области с высшими и средними специальными учебными заведениями, учреждениями начального профессионального образования по подготовке специалистов и квалифицированных рабочих для отрасли ЖКХ;
    • подготовка кадров для внедрения механизма самоуправления жилищным фондом и развития частного предпринимательства.





Приложение 5. Методика оценки эффективности Программы.

Оценка эффективности Программы будет ежегодно производиться на основе использования целевых индикаторов, которая обеспечит мониторинг динамики изменений в жилищно-коммунальном комплексе за оцениваемый период с целью уточнения задач и мероприятий Программы.

Для оценки эффективности Программы используются 4 целевых индикатора.

I. Уровень износа коммунальной инфраструктуры.

  1. Исходные данные
    При расчете значения целевого индикатора применяются данные об уровне износа коммунальной инфраструктуры. Источник данных – Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области (Яроблкомгосстат)
  2. Алгоритм расчета значений целевого индикатора по Ярославской области
    Значение целевого индикатора определяется на основе информации о результатах деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства, публикуемой Яроблкомгосстатом в разделе «Жилищные условия населения. Реформа ЖКХ».
  3. Значения целевого индикатора
    К концу 2007 года в среднем по Ярославской области уровень износа коммунальной инфраструктуры должен составить 60 процентов.


II. Доля средств внебюджетных источников в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры

  1. Исходные данные

    При расчете значения целевого индикатора применяются следующие данные:
    • объем внебюджетных источников в модернизацию коммунальной инфраструктуры. Источник данных - результаты мониторинга департамента жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области;
    • общий объем инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры. Источник данных - результаты мониторинга департамента жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области.


  2. Алгоритм расчета значения целевого индикатора по Ярославской области
    Значение целевого индикатора (в процентах) рассчитывается как отношение объема внебюджетных источников в модернизацию коммунальной инфраструктуры, расположенной на территории области, к общему объему инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры, расположенной на территории области.
  3. Значения целевого индикатора
    К концу 2007 года в среднем по области доля внебюджетных источников в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры должна составить 39 процентов.

III. Доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров

  1. Исходные данные
    При расчете значения целевого индикатора применяются следующие данные:
    • количество частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров. Источник данных - результаты мониторинга департамента жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области;
    • общее количество всех организаций коммунального комплекса. Источник данных - форма № 22-ЖКХ (сводная), утвержденная постановлением Федеральной службы государственной статистики от 13 июля 2004 г. № 26.


  2. Алгоритм расчета значения целевого индикатора по Ярославской области
    Значение целевого индикатора (в процентах) рассчитывается как отношение количества частных компаний, функционирующих на территории области, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, к общему количеству всех организаций коммунального комплекса, функционирующих на территории области.
  3. Значения целевого индикатора
    К концу 2007 года в среднем по Ярославской области доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, должна составить 15 процентов.


IV. Объем просроченной кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства

  1. Исходные данные
    При расчете значения целевого индикатора применяются данные о просроченной кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства на конец года. Источник данных - результаты мониторинга департамента жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области.
  2. Алгоритм расчета значений целевого индикатора по Ярославской области
    Значение целевого индикатора рассчитывается путём суммирования данных о просроченной кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства на конец года.
  3. Значения целевого индикатора
    К концу 2007 года обеспечить снижение объема просроченной кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства в Ярославской области на 25 процентов.






Полная версия Областной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области» на 2006-2007 годы - направляется по запросу.